вторник, 22 января 2013 г.

Над небом голубым?

Тему первого поста мне подсказала барышня, мир чьих мыслей совпал с давнишней потребностью рассказать одну историю. Так сказать, мне захотелось поговорить об этом. Не буду долго рассказывать предысторию, перейду сразу к предмету моих безумных мечт и музыкальных желаний – Борису Гребенщикову.
Сразу оговорюсь, БГ он никогда для меня не был и не станет, ибо аббревиатура эта закрепилась за ним на пике тотальной популярности. 


Мое же отношение к нему сформировалось в период непонимания, неприятия и даже отвержения его музыки, как нежизнеспособной в мире модных музыкальных направлений. Но время расставило все по местам и сейчас я горжусь тем, что не отказалась от детской любви к странному неформалу с полузакрытыми глазами, как в экстазе или медитации, с голосом, вибрирующим от страсти, с небесной какой-то отрешенностью и одновременно земному и близкому.



Для многих Гребенщиков ассоциируется с довольно известной песней «Город золотой». Иногда даже становится обидно за державу – ведь есть и другие песни. Но самое интересное – песня-то не Гребенщикова. Она даже не была предназначена для «Аквариума»!


5.05.1925 - 11.03.1973
На самом деле написал музыку где-то в 1968 году композитор Владимир Вавилов, родившийся в первой половине 20 века и, не прожив полвека, почивший в махрово-социалистическом Ленинграде. В 60-е годы он был хорошо известен как виртуозный гитарист-семиструнник. Однако его притягивала эпоха Возрождения, побудив освоить игру на лютне. А в начале 70-х фирма «Мелодия» выпускает ставшую легендарной пластинку «Лютневая музыка  XVI–XVII веков».


Номером один на ней была записана «Канцона», автором которой был якобы флорентийский лютнист Франческо де Милано, состоявший на службе у Медичи, а позднее и у самого папы Павла III. Однако специалисты, исследовавшие записи в папском каталоге, не нашли этого произведения. Вот тут-то и всплыла правда о том, кто настоящий автор почти всех композиций. Естественно, им оказался Вавилов, а совершил он эту профанацию для популяризации собственных сочинений и интереса к эпохе Возрождения. А ведь и правда: кому нужна была музыка безвестного самоучки.

19.03.1936
«Канцона» Вавилова побудила его земляка, поэта и философа Анри Волхонского написать стихотворение «Рай». Слова были навеяны чтением Книги Иезекииля о видении небесного Иерусалима и атмосферой в рабочей мастерской его друга Бориса Аксельрода. В 1972 году комсомол сказал художнику: «Надо… сделать детское панно для Таврического сада!» Эскизы райских зверей, сине-голубая смальта и чарующие мелодии кем-то забытой пластинки Вавилова подтолкнули будущего «врага народа» Волхонского отложить работу и за 15 минут сочинить волшебные строки, ставшие впоследствии гимном целого поколения:
«Над небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой…»


Впервые песню исполнил широко известный в узких кругах Хвост (Алексей Хвостенко), потом Елена Камбурова, композитор Леонид Тихомиров, бард Виктор Луферов. В 1984 году Борис Гребенщиков был пятым исполнителем. Именно тогда изменилась первая строчка «Под небом голубым…» и название – «Город». Однако у лидера «Аквариума» есть еще много песен, среди которых еще одна о небесном городе золотом – «Дубровский» - моя любимая…


http://myntjan.blogspot.com/2011/02/blog-post_16.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий