Тему первого поста мне подсказала
барышня, мир чьих мыслей совпал с давнишней потребностью рассказать одну
историю. Так сказать, мне захотелось поговорить об этом. Не буду долго
рассказывать предысторию, перейду сразу к предмету моих безумных мечт и музыкальных
желаний – Борису Гребенщикову.
Сразу оговорюсь, БГ он никогда для меня не был и
не станет, ибо аббревиатура эта закрепилась за ним на пике тотальной
популярности.
Мое же отношение к нему сформировалось в период непонимания,
неприятия и даже отвержения его музыки, как нежизнеспособной в мире модных
музыкальных направлений. Но время расставило все по местам и сейчас я горжусь
тем, что не отказалась от детской любви к странному неформалу с полузакрытыми
глазами, как в экстазе или медитации, с голосом, вибрирующим от страсти, с
небесной какой-то отрешенностью и одновременно земному и близкому.
Для многих Гребенщиков
ассоциируется с довольно известной песней «Город золотой». Иногда даже
становится обидно за державу – ведь есть и другие песни. Но самое интересное –
песня-то не Гребенщикова. Она даже не была предназначена для «Аквариума»!
5.05.1925 - 11.03.1973 |
На самом деле написал музыку где-то в
1968 году композитор Владимир Вавилов, родившийся в первой половине 20 века и,
не прожив полвека, почивший в махрово-социалистическом Ленинграде. В 60-е годы
он был хорошо известен как виртуозный гитарист-семиструнник. Однако его
притягивала эпоха Возрождения, побудив освоить игру на лютне. А в начале 70-х фирма
«Мелодия» выпускает ставшую легендарной пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков».
Номером
один на ней была записана «Канцона», автором которой был якобы флорентийский
лютнист Франческо де Милано, состоявший на службе у Медичи, а позднее и у
самого папы Павла III. Однако специалисты, исследовавшие записи в папском
каталоге, не нашли этого произведения. Вот тут-то и всплыла правда о том, кто
настоящий автор почти всех композиций. Естественно, им оказался Вавилов, а
совершил он эту профанацию для популяризации собственных сочинений и интереса к
эпохе Возрождения. А ведь и правда: кому нужна была музыка безвестного самоучки.
19.03.1936 |
«Канцона» Вавилова побудила его земляка,
поэта и философа Анри Волхонского написать стихотворение «Рай». Слова были
навеяны чтением Книги Иезекииля о видении небесного Иерусалима и атмосферой в
рабочей мастерской его друга Бориса Аксельрода. В 1972 году комсомол сказал
художнику: «Надо… сделать детское панно для Таврического сада!» Эскизы райских
зверей, сине-голубая смальта и чарующие мелодии кем-то забытой пластинки
Вавилова подтолкнули будущего «врага народа» Волхонского отложить работу и за
15 минут сочинить волшебные строки, ставшие впоследствии гимном целого
поколения:
«Над небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой…»
Впервые песню исполнил широко известный в
узких кругах Хвост (Алексей Хвостенко), потом Елена Камбурова, композитор Леонид
Тихомиров, бард Виктор Луферов. В 1984 году Борис Гребенщиков был пятым
исполнителем. Именно тогда изменилась первая строчка «Под небом голубым…» и
название – «Город». Однако у лидера «Аквариума» есть еще много песен, среди
которых еще одна о небесном городе золотом – «Дубровский» - моя любимая…
Комментариев нет:
Отправить комментарий